Справка о налоговом резидентстве: важный документ для правильного налогообложения

Справка о налоговом резидентстве поможет избежать ситуации с начислением налогов в двух странах, если человек работает за границей

Законопослушный россиянин, кроме коммунальных услуг, регулярно платит налоги. Продал квартиру или машину – уплати налог. Получил деньги за товар или услугу – будь добр, плати налог. Находясь в России, вы понимаете, куда и на что идут налоги. Это не «выброшенные деньги», а зарплата учителям и медиками, ремонты дорог и прочие необходимые траты. Но вот вы поехали за границу на длительное время, но при этом добросовестно платили налоги на родине. И вдруг узнаете, что с вас могут потребовать уплату налогов и за границей. Платить налог дважды – так себе удовольствие. Но это поможет избежать справка о налоговом резидентстве — документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ.

Что такое справка о налоговом резидентстве?

Справка о налоговом резидентстве – документ, выступающий доказательством, что ваши налоги уже взыскала налоговая служба России. Такую справку также называют сертификатом о налоговом резидентстве. Она предоставляется для предъявления в налоговые органы страны, где вы находитесь. Справка о налоговом резидентстве пригодится в странах, с которыми у России подписаны Соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН). В списке на 2024 год более 60 стран, его можно уточнить в Федеральной налоговой службе РФ.

Документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ, может получить любой гражданин или юрлицо. При этом не обязательно, чтобы это был гражданин России или организация, которая находится в РФ. Налоги в РФ могут платить и иностранцы. Главное условие получения сертификата налогового резидентства – нахождение на территории РФ не меньше 183 дней за календарный год.

Переведем документ и заверим у нотариуса

Отправьте нам заявку и копию документа. Рассчитаем стоимость перевода за 10 минут!

Как получить справку о налоговом резидентстве?

Справку о налоговом резидентстве можно получить в ФНС России. Сама по себе налоговая служба не обязана следить за вашими перемещениями. Поэтому автоматически такая справка не формируется, если вы приехали или уехали. Вы можете самостоятельно запросить документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ. Справку о том, что вы исправно платили налоги в РФ, можно только за полностью прошедшие годы. Например, если идет год 2024, справку вы можете взять только за 2023 год и ранее. И только после 30 апреля 2024 года. При этом справку о налоговом резидентстве не дают одну за все указанные годы разом. Один налоговый период (год) – одна справка.

Запросить сертификат налогового резидентства можно разными способами:

  1. По почте. Отправить документы и заявление на адрес МИ ФНС РФ: 125373, Москва, Походный проезд, 3.
  2. Через интернет: заполнить заявление на портале Федеральной налоговой службы.
  3. Отнести документы лично в ФНС. Адрес: Москва, ул. Неглинная, 23.

Получить документ вы также можете двумя способами: в электронном виде или в бумажном. Уточните, примут ли электронный документ иностранные налоговые органы. Если нет, выбирайте бумажном варианте.

Справка о налоговом резидентстве поможет избежать ситуации с начислением налогов в двух странах, если человек работает за границей

Вы можете действовать и через представителя, если не имеете возможность заниматься получением справки самостоятельно. Достаточно составить доверенность на кого-то, кто может запросить справку от вашего имени. Это могут быть родственники или друзья, либо представители организаций, оказывающих такие услуги.

Составленную за границей доверенность нужно предварительно легализовать. Если вы находитесь в Европе, доверенность нужно апостилировать. Страны Европы и ряд других входят в список стран, подписавших Гаагскую конвенцию 1961 года. Апостиль – это специальный штамп, который подтверждает подлинность документа. Если вы в стране, которая не подписала Гаагскую конвенцию, нужна консульская легализация. К таким странам относятся, например, Египет, Арабские Эмираты и другие. Список стран Гаагской конвенции есть на сайте МИД РФ.

Переведем документ и заверим у нотариуса

Отправьте нам заявку и копию документа. Рассчитаем стоимость перевода за 10 минут!

В России доверенность нужно перевести на русский язык и заверить перевод нотариально. Если же доверенность составлена в России, соответственно, ничего больше делать не нужно.

Документы, необходимые для получения справки о налоговом резидентстве:

  1. Заявление о выдаче документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ;
  2. документы, подтверждающие получение доходов или право на получение доходов в иностранном государстве;
  3. договоры финансово-хозяйственной деятельности;
  4. документы о владении имуществом;
  5. платежные поручения или кассовые чеки, бухгалтерские справки;
  6. другие первичные документы.

В справке, которую вы получите, будут указаны следующие данные:

  • ФИО гражданина – налогового резидента РФ;
  • дату регистрации в налоговом органе;
  • регистрационный номер в стране регистрации;
  • страну регистрации и налогового резидентства;
  • подпись и печать представителя государственного органа, выдающего документ.

Справку о резидентстве юридического лица получают аналогично. Также делают запрос в налоговую от имени организации и получают сертификат налогового резидентства. Но к списку документов нужно добавить уставные документы и, желательно, решения общего собрания акционеров о выплате дивидендов. Эти документы призваны доказать, что налоги от доходов уплачены именно на территории России.

По получении вы можете проверить подлинность справки через интернет. На сайте ФНС есть специальный сервис, куда вы введете номер документ и период, за который он выдан.

Обратите внимание, что справку, которую вы собираетесь предъявить в иностранные налоговые органы, нужно легализовать. То есть поставить апостиль или печать в консульстве нужной вам страны.

Как доказать, вы не резидент РФ?

Случаются и обратные ситуации. Вы или ваша фирма получает доход и платит налоги не в РФ, а за границей. Если у России с этой страной подписан СИДН, вам нужно доказать, что вы не являетесь налоговым резидентом России. 

Переведем документ и заверим у нотариуса

Отправьте нам заявку и копию документа. Рассчитаем стоимость перевода за 10 минут!

При этом в законодательстве РФ не указана необходимость подтверждения нерезидентства. Но заявление такого характера вы написать имеете право. Это для того, чтобы с вас не взыскали налоги в России за то время, что вы не находились в стране. Но помните, что для этого нужно отсутствовать в РФ более 183 дней в календарном году.

В данном случае вам нужна справка о резидентстве юридического лица или физического – но иностранная.  Она называется Tax Residence Certificate. Это та же справка, но выданная иностранным налоговым органом.

Чтобы получить справку о резидентстве юридического лица, обратитесь в налоговую службу страны, где вы платите налоги. Так как законы везде разные, уточните, какие документы вам нужно приложить. Но обычно список не слишком различается. Например, чтобы получить Tax Residence Certificate в Эмиратах, вам нужны:

  • копия лицензии на осуществление деятельности;
  • копия паспорта директора или замещающего его лица;
  • копию ID-карты резидента ОАЭ: директора или уполномоченного лица;
  • финансовую отчетность за последний период;
  • выписку по банковскому счету компании;
  • договор аренды офиса;
  • копию устава или иного аналогичного документа.

Общим требованием для большинства стран является возможность доказать, что компания не только зарегистрирована на территории страны, но управляется отсюда же.

Физическое лицо также может получить Tax Residence Certificate, если докажет, что платит налоги на территории страны. Между тем, получить статус нерезидента в РФ не очень просто. И при этом наличие Tax Residence Certificate играет основную роль.

Так как в ФНС РФ нет автоматического признания гражданина нерезидентом, вам нужно сделать это самостоятельно.

Для этого нужно написать в ФНС «Заявление о непризнании налоговым резидентом Российской Федерации». Образец заявления есть на официальном сайте ФНС. Подать заявление можно теми же способами, которыми подают заявление о признании. Но на сей раз вам нужно доказать, что вы отсутствовали в РФ более 183 дней.

Переведем документ и заверим у нотариуса

Отправьте нам заявку и копию документа. Рассчитаем стоимость перевода за 10 минут!

В наше бюро переводов обратился мужчина, в настоящее время живущий и ведущий бизнес в Европе. Чтобы избежать двойного налогообложения, ему требуется получить документ от ФНС для иностранной налоговой службы. Сначала мужчина попытался это сделать самостоятельно, но получил отказ. Формулировка отказа не была понятной: от заявителя потребовали доказательства о том, что он не пересекал границу РФ более 183 дней. Казалось бы, это легко сделать, ведь есть загранпаспорт с таможенными и пограничными печатями. Но для ФНС этого оказалось мало. Мужчина обратился к нам за помощью.

Мы выяснили, какие документы могут служить доказательством нахождения клиента в другой стране. Например, это могут быть документы из отеля, миграционная карта, справка с места работы, если такая имеется. Словом, все документы, которые подтверждают, что человек физически находился за пределами России. И, разумеется, обязательно нужен Tax Residence Certificate.

Все иностранные документы мы перевели на русский язык, заверили у нотариуса, в том числе доверенность. После чего благополучно отправили заявление в ФНС и получили документ, который подтвердил, что клиент не является налоговым резидентом РФ.

Поделиться:
VK
OK
Telegram
Email
WhatsApp
Skype
Facebook